г. Уральск 18 августа 2014 года
Участники августовского педагогического совещания работников образования Западно-Казахстанской области «Инновационная стратегия образования как фактор устойчивого развития государства, общества, личности» РЕКОМЕНДУЮТ:
Представительным и исполнительным органам власти: 1.1. Продолжить работу по расширению сетей дошкольных организаций, поддержать работу по открытию частных детских садов; 1.2. В целях качественного обслуживания и повышения уровня общеобразовательных школ до уровня «Назарбаев интеллектуальных школ» улучшить материально-техническую базу и принять меры по целенаправленному внедрению в образовательный процесс новых технологий, в том числе информационных, коммуникативных, образовательных технологий. 1.3. Оказывать постоянную поддержку педагогам, в том числе молодым специалистам и создать условия для их творческой работы; 1.4. Создать оптимальные социальные условия для обеспечения педагогическими кадрами сельской местности, в том числе дошкольные организации и малокомплектные школы ; 1.5. Расширить сеть внешкольных организаций и продолжить работу по их укреплению материально-технической базы.
2. Отделам образования, руководителям организаций образования, педагогическим организациям: 2.1. В дошкольном воспитании и обучении: 2.1.1. Принять определенные меры по расширению сети дошкольных организаций и обеспечению полного охвата детей дошкольного возраста воспитанием и обучением в рамках реализации программы «Балапан»; 2.1.2. Создать необходимые материально-технические условия для развития детей раннего возраста в дошкольных организациях, организовать работу по просвещению родительской общественности в воспитании детей раннего возраста, активизировать работу по открытию при детских садах консультационных пунктов для родителей в рамках развития системы раннего образования; 2.1.3. Создать приемлемые условия для прохождения предшкольной подготовки на базе дошкольных организации и общеобразовательных школ, развивать преемственность между дошкольными организациями и общеобразовательными школами. Продолжить работу по совершенствованию качества психологической готовности ребенка для обучения в школе; 2.1.4. Создать пилотные дошкольные организации по внедрению инновационных программ и технологий, согласно контексту общеобязательного Стандарта дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан принять меры по усовершенствованию системы управления инновационными процессами, обеспечению научно–методической базой и обогащению предметно – развивающей среды; 2.1.5. Создать условия повышения квалификации при изучении уровневых программ для педагогических работников системы дошкольного воспитания обучения; 2.1.6. Принять меры по открытию инклюзивных и специальных коррекционных групп в целях обеспечения развития детей с ограниченными возможностьями в развитии раннего возраста.
2.2. В общеобразовательном среднем образовании: 2.2.1. Обеспечить реализацию плана проведения мероприятий по исполнению перехода на 12-летнее обучение; 2.2.2. Пересмотреть объективный подход необходимости развития работы ресурсных центров на базе опорной школы малокомплектных сельских школ и совершенствовать в новом формате; 2.2.3. Обратить внимание на социально-педагогическое значение работ по развитию инклюзивного обучения на всех уровнях обучения; 2.2.4. Провести целевые и комплексные мероприятия для достижения положительных результатов учебного процесса по Государственному общеобязательному стандарту образования (начальное, основное среднее, общее среднее обучение); 2.2.5. Оказать поддержку в развитии инновационных процессов при претворении стратегических направлений Государственной программы образования на 2011-2020 годы; 2.2.6. Организовать открытую образовательную систему в качестве предпосылки разрешения задач образования, установить сотрудничество с ВУЗами, негосударственными организациями, родительским сообществом; 2.2.7. Обеспечить последовательное внедрение принципов и содержания электронного обучения в образовательный процесс; 2.2.8. Продолжить работы по подготовке и переподготовке педагогических и управленческих кадров, способных работать в 12-летней школе; 2.2.9. Продолжить работу по повышению уровня профессиональной подготовки педагогических кадров; 2.2.10. Составить план мероприятий по контролю за качеством образования и эффективного применения инновационных технологий в деятельности педагогов нового формата; 2.2.11. Развивать работы в направлении совершенствования в инновационной форме, формировать функциональную грамотность, являющуюся показателем качества знаний и компетентности международных сравнительных исследований, математической грамотности учеников; 2.2.12. Организовать мероприятия по улучшению качества знаний учащихся и участия в различных интеллектуальных конкурсах, работах по планированию и исследованию, областных, республиканских, международных олимпиадах; 2.2.13. Обеспечить учащихся школ необходимыми материально-техническими, психолого-педагогическими и техническими средствами; 2.2.14. Создать условия для укрепления здоровья учащихся, оборудовать медицинские кабинеты в соответствие с требованиями; продолжить работу по обеспечению учеников школы сбалансированным горячим питанием, продолжить обеспечение школьных столовых полным технологическим оборудованием; 2.2.15. Усилить работу по постановке на учет учащихся беспричинно пропускающих занятия и продолжить работу по профилактике пропуска занятий; 2.2.16. Продолжить работу по созданию «безбарьерной зоны» для обеспечения доступности развития детей с особыми потребностями.
2.3. В сфере воспитания детей и подростков: 2.3.1. Повысить качество воспитательной работы в сфере реализации государственной программы развития образования в РК на 2011-2020 годы и «Типового комплексного плана по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования»; 2.3.2. Формировать у учащихся патриотизм, нормы морали и человечности, межнациональное согласие и терпимость, физическое и духовное развитие, уважение закона; 2.3.3. Определить параметры оценки воспитательной работы, систематизировать изучение уровня воспитанности учеников; 2.3.4. Внедрить новые формы и методы сотрудничества школы с семьей и обществом; 2.3.5. Внедрить в практику проекты «Две недели в ауле», «Поклонение родине» и т.д. из опыта работы «Назарбаев Интеллектуальной Школы»; 2.3.6. Активизировать исследовательскую работу классных руководителей; 2.3.7. Формировать позитивную позицию у детей и подростков, совершенствовать работу по предупреждению преступлений и правонарушений, вовлечения в деструктивные религиозные течения детей и подростков; 2.3.8. Обеспечить взаимосотрудничество заинтересованных органов по успешной социализации личности и повышении качества воспитания.
2.4. По дополнительному образованию: 2.4.1. Обновить программное обеспечение системы дополнительного образования: программы, вспомогательные пособия, подготовка учебных пособий; 2.4.2. Внедрить инновационные технологии обучения и воспитания в организациях дополнительного образования; 2.4.3. Усилить работу по развитию функциональной грамотности детей в системе дополнительного образования; 2.4.4. Организовать однодневные походы, экскурсии, экспедиции, походы в целях реализации туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина – Казахстан» в соответствие постановлением Правительства РК №61 от 27.01.2009г..
2.5. В сфере развития инклюзивного образования: Управлению образования: 2.5.1. Создать координационный совет по развитию инклюзивного образования; 2.5.2. Обеспечить постоянный мониторинг внедрения инклюзивного образования в области; 2.5.3. Содействовать развитию материально-технической базы специальных организаций образования. Руководителям отделов образования и директорам образовательных учреждений: 2.5.4. Принять меры для создания равных возможностей обучения для детей, нуждающихся в особой заботе государства; 2.5.5. Принять меры по устранению архитектурных барьеров, препятствующих доступу детей-инвалидов в общеобразовательную среду; 2.5.6. Предоставить детям, нуждающимся в особой заботе государства качественную психологическую и коррекционно-педагогическую поддержку; 2.5.7. Обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров, так или иначе связанных с работой с детьми, имеющими особые нужды в развитии и их семьями; 2.5.8. Обеспечить участие детей с ограниченными возможностями (в том числе, обучающихся на дому) в культурной и спортивной жизни общеобразовательных учреждений; 2.5.9. Разработать систему творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов и активизировать использование дистанционных технологий для обучения детей-инвалидов на дому. Руководителям специальных организаций образования: 2.5.10. Организовать комплексную подготовку ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями к обучению в школе; 2.5.11. Обеспечить разработку оптимального образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями; 2.5.12. Организовать методические площадки для поддержки педагогов общеобразовательных школ и дошкольных организаций, работающих с детьми, имеющими особые нужды в развитии; 2.5.13. Активизировать внедрение инновационных технологий, современных методик в коррекционно-диагностический и реабилитационный процесс. Областному учебно-методическому кабинету: 2.5.14. Выявить, обобщить и распространить передовой опыт работы по интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду; 2.5.15.Распространить передовой опыт работы стран ближнего и дальнего зарубежья по интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательную среду; 2.5.16. Организовать методическое объединение по внедрению инклюзивного образования.
2.6. В части защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Руководителям отделов образования и директорами учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 2.6.1.Принять меры для формирования системы, обеспечивающей реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, восстановление прав и предоставление реабилитационной помощи; 2.6.2.Активизировать работу по профилактике отказов от детей и недопущение фактов изъятия детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы; 2.6.3. Разработать комплекс мер по улучшению качества подготовки приемных родителей во избежание случаев «вторичного сиротства»; 2.6.4. Своевременно оказывать помощь приемным семьям в адаптации и воспитании детей; 2.6.5. Создать условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности; 2.6.6.Разработать мероприятия, направленные на профилактику социального сиротства на начальной стадии семейного неблагополучия и на восстановление детско-родительских отношений; 2.6.7. Разработать индивидуальные программы жизнеустройства для каждого ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить постоянный мониторинг их жизнеустройства.
2.7. Для обеспечения качественного отдыха и оздаровления школьников в летний период Руководителям отделов образования, директорам организаций дополнительного образования и летних оздоровительных лагерей: 2.7.1. Улучшить качество летнего отдыха и оздоровления школьников посредством обеспечения соответствующего кадрового состава летних лагерей, развивающей предметной среды и комфортных для отдыха и оздоровления условий; 2.7.2. Разнообразить программы летних оздоровительных лагерей, обеспечить профильную направленность смен; 2.7.3. Внедрить механизм мониторинга детской удовлетворенности отдыхом в лагере посредством анонимного анкетирования отдыхающих школьников; 2.7.4. Использовать летние лагеря как действенный механизм включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду; 2.7.5. Обеспечить безопасность и охрану здоровья школьников в летний период, в том числе оснащение оздоровительных лагерей центральным водоснабжением и автоматизированной противопожарной сигнализацией; 2.7.6. Активизировать использование закаливающих и профилактических мероприятий во время организации летнего отдыха школьников; 2.7.7. Внедрить обязательный мониторинг оздоровления школьников в летних оздоровительных лагерях.
2.8. Отдел профессионального образования и подготовки кадров рекомендует руководителям учебных заведений технического и профессионального образования: 2.8.1. Продолжить работу по обновлению материально- технической базы колледжей, оказать содействие в развитии и расширении социального партнерства, внедрения элементов дуальной подготовки; 2.8.2. Создать условия для повышения профессионального мастерства педагогических кадров организации ТиПО; 2.8.3. Широко использовать современные технологии обучения в учебном процессе; 2.8.4. Продолжить независимую оценку профессиональной подготовки выпускников; 2.8.5. Подготовить новые методы направления по трудоустройству и создать базу для выпускников технического и профессионального образования; 2.8.6. Провести совместно с социальными партнерами профориентационную работу, для дальнейшего трудоустройства выпускников по повышению престижа и роли рабочих профессий.
2.9. Для повышения методической работы: Областной учебно-методический кабинет организаций дошкольного, общеобразовательного, технического и профессионального образования: 2.9.1. Активизировать работу по повышению компетентности руководящих кадров системы образования. 2.9.2. Создать условия для формирования и развития единых информационно-методических пространств в системе образования области. 2.9.3. Повысить обучение и воспитание через совершенствование работы методической службы. 2.9.4. Оказать методическую помощь районным (городскому) отделам образования в анализе и консультационной работе для повышения качества знаний. 2.9.5. Рассмотреть пути внедрения в средних общеобразовательных школах опыта работы «Назарбаев Интеллектуальной школы» и организация совместных мероприятий. 2.9.6. Организовать практические работы для повышения компетентности и квалификации методистов районных (городского) отделов образования.
Районные (городские) методические кабинеты: 2.9.7. Провести работы по оказанию целевой и комплексной методической помощи для выполнения государственного стандарта на всех ступенях обучения. 2.9.8. Усовершенствовать работы, направленные на результаты по международным исследованиям PISA, TIMSS. 2.9.9. Оказать методическую помощь в учебно-воспитательной работе малокомплектных школ, и расспространение их опыта работы, рассмотреть пути для повышения. |