Выступление начальника управления на активе работников образования

Уважаемый Нурлан Аскарович!
Уважаемые участники совещания!

По данным последнего Национального доклада о состоянии и развитии системы образования РК по итогам достижения целевых индикаторов и показателей за 2011 год, обозначенных в Государственной программе, система образования Западно - Казахстанской области входит в первую лидирующую группу в рейтинге областей. Это определенный показатель большой плодотворной работы. Но сегодня хотелось бы остановиться на вопросах, требующих к себе межведомственного внимания и решения.

Пользуясь случаем, позвольте поблагодарить Вас, Нурлан Аскарович, за поддержку проведения настоящего актива, внимание к проблемам образования.

Чем же живет среднее образование области?

Идет  реализация Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы, успешно проводится в жизнь инициированная Главой государства программа «Балапан», ведется плановое исполнение Программы развития Западно-Казахстанской области на 2011-2015 годы.

Бюджет образования на 2012 год составил 37,5 млрд. тенге или 33% от бюджета области. Большая часть бюджетных средств-70,2% приходится на оплату труда педагогических работников.

Трансферты из республиканского бюджета составили 8,6% от бюджета образования или 3,279 млрд.тенге. Это в основном, средства  на доплату работникам образования за квалификационные категории, оснащение учебных классов, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, развитие инклюзивного образования и др.

Главной целью мы считаем улучшение качества и доступности среднего образования, обеспечение готовности к переходу на модель 12-летнего школьного образования.

В этом направлении ведется плановая работа по строительству современных общеобразовательных школ и детских садов. Только в 2012 году построено 9 объектов, в т.ч., 5 - за счет средств республиканского бюджета, 4 - за счет  средств иностранных инвесторов.

Продолжается строительство еще 3-х объектов образования. 2 объектов за счет средств иностранных инвесторов: это общеобразовательная школа 198 мест в с.Сайкудук  Акжайкского района, детский сад на 350 мест по ул. Самал в городе Уральске и школа на 300 мест в поселке Камысты  Жаныбекского района за счет республиканского бюджета.

Уважаемые коллеги! Мы знаем, что Главой государства программа «Балапан» продлена до 2020 года.

В рамках данной программы в прошедшем  году кроме построенных 3-х ДДО на 900 мест, за счет использования свободных площадей в общеобразовательных школах открыты 9 мини-центров на 450 мест, в т.ч. 1 частный дошкольный мини-центр.

Таким образом, сеть дошкольных организаций области  увеличилась на 10 и составила  471 единицу, в том числе 143 детских сада, 39 комплексов «школа-сад» и 289 мини-центров (из них 4 частных мини-центра) с охватом более 27 тыс. детей.

Средний охват дошкольным воспитанием детей от 1 года до 6 лет по области составляет 60,6%, что на 0,6% больше прошлогоднего, охват детей от 3-х до 6 лет - 95,3% или увеличен на 2,3%. Охват обязательной предшкольной подготовкой составляет  100 % при республиканском  показателе 94,7 %.

Однако, проблемным остается вопрос охвата детей дошкольным образованием и воспитанием в г.Уральске, где в очереди на получение мест зарегистрировано более 14 тыс. детей.

Еще один вопрос, требующий внимания  это техническое состояние и благоустройство дошкольных организаций. 28,1 % детских садов области функционируют без  горячей воды при республиканском показателе 21%, не имеют канализации 33% при республиканском показателе - 15, 7%. Так, без горячей воды функционируют в Казталовском районе  - 14 дошкольных организаций, Чингирлауском -10, Каратобинском, Жанибекском, Сырымском районах по 9 ед.; без канализации - в Сырымском - 8, Бокейординском, Каратобинском, Жанибекском районах по 7, в Жангалинском районе – 5 дошкольных организаций.

Главная задача программы «Балапан» - «выравнивание стартовых возможностей наших детей»,- отметил Президент страны- Лидер нации Н.А. Назарбаев в своем недавнем Послании «Стратегия «Казахстан -2050».

Всем нам необходимо переходить на новые методы дошкольного образования и стремиться к 100% охвату дошкольным образованияем и воспитанием.

Уважаемые участиники совещания!

В области функционируют 413 государственных общеобразовательных школ с контингентом 87441 учащихся. Это 93начальных, 73 основных и 247 средних школ.

Одна из особенностей системы образования области-высокая доля малочисленных и малокомплекных школ, которая составляет 74,5% от общего количества школ, а обучаются  в них 27287 учащихся или 31,2 % от общего контингента.

Наибольшее число МКШ в Сырымском-92,5 %, Таскалинском-90,4%, Каратюбинском-90%, Жанибекском-88,2%, Казталовском-86,9% районах. Соответственно, МКШ являются более затратными. Так, в Таскалинском районе на обучение 1 учащегося в год направляется 375,7 тыс. тенге, Сырымском -392,6 тыс. тенге, Чингирлауском -339,4 тыс. тенге, Каратобинском – 364,4 тыс. тенге.

Средний расход на одного учащегося по области составляет 260,2 тыс. тенге, при республиканском показателе – 216,9 тыс. тенге.
Здесь прослеживается обратная зависимость между наполняемостью классов и школ, и затратами на одного учащегося.

Районным отделам образования и самим педагогическим коллективам необходимо обратить внимание на эффективность производимых расходов в плане повышения качества предоставляемых образовательных услуг и качества знаний учащихся МКШ.

По области 55,2% МКШ размещаются в приспособленных зданиях, 59,7% из них имеют кабинеты физики, 58,7%-кабинеты химии,34,2%-ЛМК. Слабая материально - техническая база и относительно невысокий качественный состав педагогических кадров препятствует получению эти школами лицензии на образовательную деятельность.

Сегодня 126 школ области не имеют лицензии из-за отсутствия технических паспортов школ и актов земельных участков (64%), а также  низкого качественного состава педагогических кадров этих школ.

Так, в Акжаикском районе работают без лицензий 23 школ или 47,9% от их общего количества, Жангалинском - 13 или 56%, Бокейординском - 11 или 53%, Казталовском - 20 или 43%, Таскалинском - 9 или 42%. И если данное положение, как доложили заведующие районными отделами образования, планируется исправить в течение первого квартала текущего года, то вопрос обеспечения МКШ квалифицированными учителями, как мы знаем, требует определенного времени. Серьезное положение в Жангалинском районе, где в 43% школ качественный состав педагогов не отвечает лицензионным требованиям, в Казталовском – 30%, Теректинском -27%.

Еще один проблемный вопрос. Это соответствие контингента школ требованиям норматива сети общеобразовательных школ. Он непосредственно связан с теми же проблемами, которые вызвали затруднения в лицезировании школ. Если на начало года 6 школ не соответствовали требованиям норматива сети, то на 1 января 2013 года их количество увеличилось до 35.

Наибольшее количество таких школ в Чингирлауском (11 или 57%),Сырымском (6 или 22%), Таскалинском (4 или 19%), по 4 школы в Акжаикском и Теректинском районах.

Понимаем, что пока в селе функционирует школа, живо и само село. Поэтому приведение школ в соответствие с нормативами их материально-техническое обеспечение, наличие технических паспортов и актов на землю, повышение качественного состава педагогов – требует совместных усилий акиматов всех уровней, начиная с акима сельского округа и райОО.

Районным отделам образования необходимо:

- до 1 апреля 2013 года Подготовить карту состояния сети общеобразовательных школ до 2015 года с учетом перехода на модель 12- летнего обучения;

- до 20 августа 2013 года привести в соответствие с лицензионными требованиями кадровый состав, материально-техническую базу и другие показатели общеобразовательных школ,  действующих как филиалы;

- до 20 августа 2013 года принять необходимые меры по лицензированию всех школьных медицинских кабинетов;

- до 20 августа 2013 года обеспечить соблюдение мер противопожарной безопасности в общеобразовательных школах области.

Уважаемые коллеги!

На сегодня одним из критериев внешней оценки качества знаний выпускников общеобразовательных школ является единое национальное тестирование –ЕНТ.

В тестировании 2012 года приняли участие 4427 выпускников или 72,65% от общего числа выпускников. Средний балл ЕНТ по пяти предметам по области составил 77,39 балла, при среднереспубликанском показателе – 70,9 балла, но вместе с тем на 10,09 балла ниже показателя прошлого года.

Во всех районах и г.Уральске снизился средний балл ЕНТ по сравнению с результатами предыдущих лет на 10 баллов. Отмечено значительное снижение среднего балла в Каратобинском (на 23,9 балла), Бокейординском (на 18,30 баллов), Бурлинском (на 15,76 баллов) районах. Вместе с тем показатели Бурлинского, Зеленовского, Таскалинского, Теректинского районов и г.Уральска выше среднеобластного показателя на 3-8 баллов. Средний балл в динамике за 3 года остается низким в Акжаикском, Жангалинском, Сырымском, Казталовском районах.
По Вашему поручению, Нурлан Аскарович, руководители управлений участвовали в выездных совещаниях активов районов, где рассматривались итоги ЕНТ школ области.

На коллегии управления образования в июле прошлого года были проанализированы результаты успеваемости учащихся школ, заслушаны отчеты заведующих районными отделами образования, намечены мероприятия  по организации методической помощи школам в подготовке к ЕНТ 2013 года.

На наш взгляд, основными причинами подобных результатов явились: низкий качественный состав районных методических кабинетов и руководителей школ, отсутствие планомерной работы по повышению качества знаний учащихся и мониторинга качества преподавания, отсутствие со стороны администрации школ должного систематического контроля и руководства за учебно-воспитательным процессом, слабая организация психологической подготовки выпускников школ и отсутствие должной связи с их родителями. Все это, в конечном итоге, оказало негативное влияние на качество знаний учащихся.

Районными отделами образования приняты соответствующие организационные меры. Освобождены от занимаемых  должностей 5 директоров школ Каратобинского, 4 - Жангалинского, 2 - Казталовского и один директор школы Сырымского района.

Конечно, подобные меры являются крайними и исключительными.

Уважаемые коллеги!

Повышение качества среднего образования возможно только при высоком профессионализме педагогических кадров. В общеобразовательных школах 85,1% педагогических работников имеют высшее образование при республиканском показателе 87,9%.

Доля педагогов с высшей и первой категорией в школах области чуть больше среднереспубликанского показателя и составляет 48,1% при республиканском  показателе - 47,3%. Но высококвалифицированные педагоги в основном сосредоточены в крупных школах районных центров и  городе Уральск. Так, выше областного показателя качественный состав кадров в областных школах (78,1%), г.Аксай (56,3%), г. Уральске (55%). Наименьший показатель в Казталовском (38,7%) районе.

Решение кадровой проблемы возможно посредством создания системы стимулов и мотивов учителя. А для этого районным отделам образования, руководителям школ нужна реальная поддержка акиматов.

Районным отделам образования необходимо четко спланировать повышение квалификации каждого учителя и присвоение ему очередной квалификационной категории; ротацию учительских кадров между школами, предполагающую карьерный рост и утверждение его имиджа; активизировать  профориентационную работу среди успевающих на «хорошо» и «отлично» старшеклассников с целью привлечения их в педагогические вузы.

Не можем мы на сегодня оценить работу методических кабинетов на «хорошо»,т.к. в 2012 году из 1602 педагогов, подавших заявления на присвоение и подтверждение высшей и первой квалификационной категории, получили их только 1503 педагога. А целенаправленной работы по повышению качественного состава педагогов малокомплектных школ, повышение их квалификации вообще не ведется.
Сегодня у педагогов есть возможность профессионального самосовершенствования в новом формате через Центры педагогического мастерства при Назарбаев интеллектуальной школе и Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу». Прошли курсы повышения и получили сертификаты о присвоении третьего уровня квалификации 156 педагогов, и им с сентября 2012 года выплачивается 30% доплата к заработной плате.

В настоящее время еще 189 педагогов области завершили курсы 3 уровня на базе института повышения квалификации педагогических работников по Западно-Казахстанской области и 19 педагогов области завершили курсы 2 уровня.

Следующее, и здесь нужна поддержка акиматов. Это социальные гарантии и меры материального стимулирования педагога в МКШ малонаселенных пунктов (предоставления служебного жилья, компенсация затрат на коммунальные услуги, поддержка в заведении молодыми семьями подворного хозяйства и др). Так, в 2012 году 365 педагогам выплачены подъемные пособия, а 180 - выделены кредиты на приобретение жилья.

Следует отметить, что только в Бурлинском районе учителя сельской местности обеспечены коммунальными услугами.
Самого серьезного внимания требует вопрос подбора и расстановки руководящих кадров.

Настораживает тот факт, что при среднем возрасте директоров общеобразовательных школ области 41 год, их средний педагогический стаж составляет 5 лет.

Имеет место частая сменяемость  руководителей школ. Если в 2011 году освобождены от занимаемой должности по разным причинам-29, то в 2012 году-64 директора школ. Больше всех сменилось за два года в Акжаикском и Казталовском (по 11 руководителей), Таскалинском, Теректинском и Зеленовском (по 10), Каратобинском и Бокейординском районах (по 8).

Имеют место факты назначения по одной специальности среди членов администрации школ, например, в г.Уральске (в 32 школах), Акжаикском (17), Бурлинском (8) и Бокейординском (4) школах районах.

Директор- это тот человек, от которого зависят и лицо школы, и имидж школы, и атмосфера в школе: идут ли в школе инновационные процессы, является ли школа авторской и насколько она по-настоящему оказывается школой здоровья для ребенка.

Директор - это еще и учитель  учителей, наставник, методист.

Районным отделам образования необходимо:

- исключить случаи преподавания учебных предметов в школах лицами без педагогического образования, не специалистами- предметниками;

- провести необходимую работу по качественному составу директоров общеобразовательных школ и работников методических кабинетов на предмет их соответствия квалификационным требованиям в течение 2013 года.

- разработать карту поэтапного повышения качественного состава педагогических кадров общеобразовательных школ, особенно малокомплектных школ.

Просили бы акимов районов, сельских округов предусмотреть систему мер по социальной поддержке и мотивации закрепления квалифицированных педагогов дня работы в МКШ.

Районным (городским) методкабинетам, руководителям школ надо добиваться:

- повышения качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий, повышения мотивации учителей в освоении передового опыта, изучения и применения новых образовательных технологий, выявлять, обобщать и распространять передовой  педопыт;

- создавать атмосферу ответственности за конечные результаты труда, организационно-методическое обеспечение аттестации педкадров.

Уважаемые участиники совещания!

Информационное обеспечение педагогов и учащихся, вот один из основных факторов, разделявших город и село. Сегодня, благодаря Интернету, эти границы преодолимы.

К сети Интернет подключены все 413 общеобразовательных школ области. Из них 124 школы (30%) подключены к широкополосной сети Интернет по технологии ADSL со скоростью 512 Кбит/сек, остальные 289 школ (70%) подключены по технологии Dial-up (с использованием обычной телефонной линии), которая не позволяет иметь стабильный доступ к сети Интернет.

Оснащенность школ области компьютерной техникой составляет в среднем 9 учащихся на 1 компьютер при республиканском показателе 16 учащихся. Данный показатель нас никак не может радовать, т.к. 16,3% компьютерной техники, используемой в школах, морально и физически устарела.

Уважаемые коллеги!

В своем недавнем Послании Президент страны-Лидер нации отметил: «В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве».

В текущем году все профессиональные лицеи реорганизованы в колледжи. В  39 организациях технического и профессионального образования (28 государственных и 11 негосударственных колледжах) получают специальности и рабочие профессии более 26 тысяч человек.
Действующим при акимате области Региональным Советом по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров утвержден перечень учебных заведений и их социальные партнеры по внедрению элементов дуального обучения, пока это только 7 колледжей и 10 предприятий. В 2012 году между организациями образования и их социальными партнерами заключено на 125 договоров больше, чем в предыдущем году и составляет 1850 соглашений.

Вместе с тем положительные примеры социального партнерства, к сожалению, единичны. Имеют место трудности в организации и проведении учебно-производственной практики на базе предприятий и хозяйствующих субъектов.

В своем Послании «Стратегия «Казахстан-2050» Глава государства Н.Назарбаев определил приоритетом «…развитие системы инженерного образования и современных технических специальностей с присвоением сертификатов международного образца».

Независимая оценка уровня профессиональной подготовки выпускников 2012 года осуществлялась по 125 специальностям и рабочим профессиям с охватом 5067 человек. Сертификаты соответствия получили  4662 человек или 92,0 % от общего числа участников, что на 10,6% больше прошлогоднего показателя.

В своей статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» Глава государства отметил важность создания условий людям с ограниченными возможностями к социально полезному труду». В 2012 году по инициативе общественного объединения «Барыс» и акимата области в Уральском колледже информационных технологий начата подготовка по специальности «Техник-программист» для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы. Эта работа будет продолжена в 2013 году. Планируется обучение людей с нарушением слуха и речи на базе двух колледжей по специальностям сферы обслуживания.

Вместе с тем в системе технического и профессионального образования имеются и ряд проблем. Так, в 3 государственных колледжах города Уральска отсутствуют общежития, а общежитие Аксайского технического колледжа находится в аварийном состоянии, в Уральском дорожно-транспортном колледже отсутствуют  учебные мастерские, в 7 учебных заведениях нет типовых спортивных залов.

Уважаемые участиники совещания!

Определенная работа в области инклюзивного образования проделана за истекший период. В дошкольных организациях на 45% увеличилось количество специальных групп, на 84% - кабинетов инклюзивного образования. Вместе с тем в области нет ни одной специальной дошкольной организации, необходимость который назрела в областном центре.

Условия для инклюзивного обучения созданы в 128-и школах или 31% от общего количества. Только за прошедший год число школ, оборудованных пандусами, увеличилось на 29 единиц, детских садов - на 12.

Около 2-х тысяч детей продолжают получать внешнюю коррекционную поддержку через кабинеты психолого-педагогической коррекции, функционирующие в районных центрах.

Принятые меры позволили увеличить число школьников, обучающихся инклюзивно, до 42,7%  при республиканском показателе 24%. Активно осуществляется данная работа в Бурлинском, Теректинском районах и городе Уральске.

Уважаемый Нурлан Аскарович! Три года назад во время Вашей встречи с матерями, воспитывающими детей-инвалидов и НПО «Байтерек» были поставлены задачи обеспечения ранней коррекционной поддержки детей, имеющих особые потребности в развитии, создания условий для обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и открытия реабилитационного центра в городе Уральске.

Нами был изучен опыт работы Актюбинской и Усть-Каменогорской областей. Сегодня у нас открыто 22 кабинета инклюзивного образования в дошкольных организациях, во всех вновь строящихся детских садах создаются условия для дошкольной инклюзии. Аналогичная работа проводится в школах. На базе СОШ №3 города Уральска открыто 7 классов коррекционно-развивающего обучения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Открытие реабилитационного центра в городе Уральске запланировано на 2014 год, согласно Стратегическому плану развития системы образования.

Также, согласно Вашему поручению в дошкольных организациях Зеленовском районе открыто 2 инклюзивных кабинета, а в общеобразовательных школах введено 11 ставок специальных педагогов (дефектологи и логопеды). Охват детей школьного возраста инклюзивным образованием увеличился с 11% до 26,3%.

Вместе с тем еще низкий уровень развития инклюзивного обучения детей с особыми нуждами в развитии отмечается в Акжаикском (12,8%) и Сырымском (18,7%) районах.

Развитие инклюзивного образования предполагает преодоление психологического барьера и формирование у одноклассников отношения к ребенку-инвалиду, как к равному, и в тоже время как к человеку, которому нужна помощь и поддержка. Это должно стать залогом успешного  вовлечения ребенка-инвалида во все виды деятельности — образовательную и внеклассную.

Уважаемые коллеги!

Еще на одной проблеме хотела бы остановиться Законом РК «Об образовании» предусматривается полное или частичное компенсирование государством расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи в период получения образования. Поручение Премьер-Министра РК от 1 декабря 2008 г. «О совершенствовании системы обеспечения всеобуча» довести отчисление расходов для оказания помощи социально незащищенным обучающимся  из числа малообеспеченных семей до 3% от общих расходов, предусмотренных на текущее содержание общеобразовательных школ выполняется только в Бурлинском(3%) районе, Сырымском (3%), Чингирлауском (3%) районах.
В Зеленовском районе этот показатель составляет 1%, менее 2% выделяется в Бокейординском (2.2%), Жангалинском (1,8%), Казталовском (1,7%), Теректинском (1,9%) районах.

По данным управления здравоохранения  21,3% школьников имеют различные патологии, в том числе 3% детей страдает болезнями желудочно –кишечного тракта, поэтому самого пристального внимания заслуживает вопрос организации школьного питания. Мы должны предъявлять повышенные требования к созданию безопасных условий для здоровья учащихся.

Организация школьного питания является одним из важных условий поддержания здоровья детей и способности к более эффективному обучению. Горячее питание организовано в 378 или 91,7 % школах с охватом 73,4 % учащихся области при республиканском показателе  -79%.

Охват горячим питанием в Бурлинском составляет 91%, Акжайкском 82,8%, Зеленовском 83,9%, Таскалинском 78,3% районах. Наименьший охват - в Казталовском (56,6%), Каратобинском (64,5%) районах и в городе Уральске (67,9%). В результате 121 учащийся из малообеспеченных семей и 949 учащихся начальных классов не получают горячее питание.

Отмечается значительная дифференциация по финансированию расходов на питание школьников. Так, средняя стоимость горячего питания по области составляет 134 тенге. В Жанибекском – 185 тенге, Таскалинском - 184, Теректинском и Бурлинском районах – 181 тенге она выше областной, в Казталовском районе составляет - 84тенге, Жангалинском - 100 тенге, Каратобинском - 104, Зеленовском - 110  и в городе Уральске - 112тенге.

Только в 63 школах или 15,3 % от общего количества школ пищеблоки и столовые обеспечены новым технологическим оборудованием. В 315 школах требуется замена оборудования.

Единственным положительным примером организации горячего питания является Бурлинский райОО, где обеспечен полный охват воспитанников предшкольной подготовки и учащихся 1-11 классов, а все школьные столовые оснащены необходимым технологическим оборудованием.

Запланированные в областной Программе развития территорий средства на обеспечение новым технологическим оборудованием столовых общеобразовательных школ в сумме 160 млн.тенге в 2011-2012гг.не выделялись.

В системе дополнительного образования Западно-Казахстанской области работают 56 учреждений, в которых охвачены 48288 учащихся или 53% общего количества детей. Детям и подросткам представлена возможность заниматься также и дворовых клубах (в 15-ти дворовых клубах охвачены 11604 учащихся), и в спортивных школах (в 26-ти спортивных школах охвачены 1296 учащихся). На сегодняшний день всеми видами дополнительного образования охвачены 83% (72854) учащихся школ области. В целях формирования у учащихся навыков здорового образа жизни и укрепления их здоровья в школах области также работают секции по летним и зимным видам спорта. В текущем учебном году в организациях образования работают 1378 спортивных секций с охватом 25318 учащихся.

Дополнительное образование выполняет задачу объединения в единый процесс воспитания, обучения и развития личности ребёнка, способствует  раскрытию его потенциальных способностей, решает проблему социализации ребенка в обществе с целью предупреждения асоциального поведения.

Несмотря на принимаемые меры по формированию правовой культуры, навыков здорового образа жизни, особую тревогу вызывают факты рискованных форм поведения, опасных для здоровья и жизни подростков, таких как суицид, наркомания, токсикомания, алкоголизм, правонарушения.

Так, по итогам 2012 года по данным ДВД области зарегестрировано 172 преступления среди несоврешеннолетних, снижение составило  24,9 % (в 2011 году – 229 фактов). К сожалению, имеет место факт трагической гибели патронатного воспитателя по причине конфликта интересов между паторнатным воспитателем и воспитанником. 4 студентов, будущих педагогов, гуманитарно-технического колледжа, совершают преступления имущественного характера (кражи, вымогателсьтво). Это говорит  о качестве воспитательной работы в целом и  психологической службы в частности.

Перед руководителями организаций образования ставится  задача воспитания «патриотизма, нормы морали и нравственности, межнационального согласия и толерантности, физического и духовного развития, законопослушания».

Уважаемые  участники совещания!

Объявленный Президентом страны новый политический и экономический курс нацелен на то, чтобы дать лучшее образование молодежи, а значить еще более достойное будущее.

А воспитываем, формируем это будущее мы-работники образования. Сделано немало, а предстоит еще больше.

Позвольте выразить уверенность, что при поддержке акиматов всех уровней педагогические коллективы смогут создать систему качественного образования, которая позволит подготовить выпускников к требованиям рыночной экономики и демократического общества.

 

Государственные символы

4.0

1

1

1

1

logo

1

Ссылки

akorda.kz

e.gov.kz

edu.gov.kz

portal.edu.bko.gov.kz

expo2017astana.com/kz

bolashak.gov.kz

minfin.gov.kz

halyk-ipo.kz

adilet.zan.kz

bilimdinews.kz

www.expert.okulyk-edu.kz

fincenter

fincenterz

Статистика


Главное меню

Видео уроки

1

Call-center «111»

1

Казахстан - Страна Великой Степи

1

Открытое правительство

OpenGov

Фонд социального медицинского страхования

Министерство здравоохранения Республики Казахстан