Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» |
19.11.2018-ғы № 6865 шығыс хаты 20.11.2018-ғы № 7396 кіріс хаты Приложение к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 сентября 2018 года №522
Программа нравственно-духовного образования «Самопознание»
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» (далее–Программа) разработана в соответствии подпунктом 6-5) статьи 5 Закона Республики Казахстанот 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяет цели, содержание, а также инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения, обеспечивающей гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающегося. 2. В настоящей Программе применяется следующий термин: Программа нравственно-духовного образования "Самопознание" – программа, определяющая цели, содержание, а также инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения, обеспечивающей гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся.
Глава 2. Цель функционирования системы воспитания и обучения
3. Целью функционирования системы воспитания и обучения является гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся через: 1) актуализацию ценностного потенциала содержания образовательных областей; 2) усиление нравственно-духовного аспекта содержания дополнительного образования и внеучебной деятельности; 3) активизацию взаимодействия организаций образований с общественными организациями, творческими союзами по вопросам нравственно-духовного развития личности. 4. Программа применяется дошкольными организациями, организациями среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего), организациями технического и профессионального образования, организациями высшего образования. Глава 3. Содержание системы воспитания и обучения
5. Гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие человека обеспечивается через содержание взаимосвязанных компонентов системы обучения и воспитания: 1) учебно-воспитательный процесс; 2) дополнительное образование; 3) сотрудничество с семьей, с законными представителями обучающихся; 4) взаимодействие с общественными организациями в области образования, творческими союзами. 6. Содержание системы воспитания и обучения (далее – Содержание), обеспечивающей гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие человека основывается на: - принципе гуманистической направленности – осуществление деятельности организации образования на основе гуманистических идей и общечеловеческих ценностей; - принципе национального наследия – познание общечеловеческих ценностей через призму национальной культуры; - принципе социального взаимодействия – консолидация общественных институтов с целью нравственно-духовного образования обучающихся; - принципе природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей личности, состояния физического и психического здоровья. 7. Содержание строится на основе интегрированного знания о человеке, позволяющего обучающемуся познать себя, других людей, окружающий мир и духовный опыт человечества для понимания своего предназначения, определения своей социальной роли в семье, коллективе, обществе. 8. Содержание направлено на формирование следующих ключевых компетенций обучающихся: 1) навыки самопознания, самооценки, самовоспитания, саморазвития; 2) готовность к нравственному выбору на основе общечеловеческих ценностей и способность действовать на его основе в различных жизненных ситуациях; 3) готовность проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм, навыки служения обществу; 4) умение выстраивать доброжелательные отношения с окружающими, работать в команде; 5) навыки здорового образа жизни.
Глава 4. Инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения
9. Инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения, обеспечивающие гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся, определяют практико-ориентированные условия обучения: 1) интеграция общечеловеческих ценностей в содержание учебных дисциплин и внеурочных мероприятий; 2) системное развитие у обучающихся навыков самопознания, самооценки, самовоспитания, саморазвития; 3) использование социально направленной проектной деятельности как необходимого условия организации внеучебной деятельности; 4) активизация участия родителей в учебно-воспитательном процессе, нравственно-духовное просвещение родительской общественности; 5) сотрудничество с общественными организациями и творческими союзами, социальными институтами в целях нравственно-духовного развития личности. 10. Программа основана на: 1) 100% обеспеченности организаций образования научно-методической литературой по интеграции ценностного потенциала нравственно-духовного образования «Самопознание» в образовательные области; 2) 100% охвате обучающихся общественно полезной деятельностью, дополнительным образованием; 3) 100% охвате повышением квалификации по нравственно-духовному образованию «Самопознание» педагогов организаций дошкольного воспитания и обучения, начального образования, основного среднего образования, среднего образования (общего среднего образования, технического и профессионального образования), высшего образования. |